вторник, 8 октября 2013 г.

Письмо офицера в редакцию: несмотря на льготный кредит, военнослужащие не могут построить жилье

Кризис в экономике не обошел стороной и Вооруженные силы Беларуси. Одна из главных проблем ведомства — отток кадров. Почему увольняются военнослужащие? Не последнее место в списке причин занимает пресловутый квартирный вопрос. Казалось бы, какие претензии могут быть у военных, которым президент сохранил 5% кредиты на жилье? Однако на деле даже при существенной поддержке государства военные зачастую не в состоянии построить собственную квартиру. Суть проблемы в своем письме в редакцию Onliner.by изложил офицер Вооруженных Сил Республики Беларусь, по понятным причинам скрывший свою фамилию.

«Возьмем для примера семью военнослужащего из 3 человек, проживающую в Минске, которая строит 2-комнатную квартиру общей площадью 60 кв. м в панельном доме стандартной планировки. Согласно нормативным требованиям, такая семья имеет право на льготное кредитование 45 кв. метров, а 15 метров строит за счет личных средств. Вроде бы неплохая государственная поддержка, которая должна позволить военному обзавестись собственным жильем, не оказавшись при этом в тяжелом материальном положении. Однако кроме указов существует множество других нормативно-правовых актов, которые определяют механизмы льготного кредитования.

После применения всех этих параметров получается, что льготно кредитуется 90% от положенных семье военнослужащего квадратных метров по цене жилья типовых потребительских качеств (с 1 октября 2013 года — 5 300 000 рублей). Чтобы понять, каким грузом ложится такой подход на плечи военных, приведем реальные данные о стоимости строящегося жилья для отдельных офицеров и прапорщиков белорусской армии:


Причем это не выборка самых „обиженных“ военных, специально отобранных для написания тенденциозного материала. Подобную статистику можно составить в любой воинской части.

Из приведенной таблицы видно, что из собственных средств данным военнослужащим придется за период строительства (как правило, 1,5—2 года) выплатить сумму 207—346 млн рублей либо брать еще один кредит на общих основаниях.

Денежное довольствие среднестатистического старшего лейтенанта сегодня составляет 4,5 млн белорусских рублей, подполковника — 7 млн. Физическим лицам с такими доходами „Беларусбанк“ может предоставить кредит всего 59—92 млн под 38,5% годовых, при этом ежемесячные выплаты будут составлять 2,3—3,5 млн рублей. Где военнослужащему взять остальные 150—300 млн? А ведь это денежное довольствие за 3—4 года, и то при условии, что оно полностью пойдет на строительство.

Еще одна проблема — прекращение формирования ведомственных кооперативов. Если раньше военные могли сами худо-бедно обеспечивать себя жильем, создавая ЖСПК, то в настоящее время этот процесс остановлен. Планируется, что государство будет централизованно заниматься строительством жилья, а затем распределять его нуждающимся. Но до сих пор непонятно, каким образом будет определяться квота выделяемых для военнослужащих квартир.

Можно много говорить о том, что военный человек должен стойко переносить тяготы и лишения службы, что для гражданских вообще нет пятипроцентных кредитов, что настоящий мужчина сам способен обеспечить семью, а не клянчить подачки. Но, в отличие от „гражданки“, наши законы запрещают военнослужащему заниматься другой оплачиваемой работой. Именно поэтому в большинстве стран мира забота об обеспечении их достойной жизни ложится на плечи государства. От того, как государственная власть справляется с этой задачей, зависит ее престиж в глазах собственного народа и на международной арене, ведь военный — это представитель этой власти, ее лицо.

Можно пойти другим путем и разрешить военнослужащим зарабатывать на стороне в свободное время. Однако военная служба — это специфический род деятельности, требующий высокой самоотдачи. Где гарантия, что в нужный момент личные интересы не перевесят чувство воинского долга?

В любом случае, только обеспечив военнослужащего всем необходимым, можно требовать от него беспрекословного исполнения своих обязанностей. Кто-то может сказать, что, построив жилье с господдержкой, военный вскоре может уволиться. Но на этот случай можно предусмотреть механизм, когда получивший льготный кредит обязан будет, например, отслужить пять лет либо вернуть государству затраченные на его жилье средства. Подобный подход уже давно применяется в военном образовании. Но и поддержка государства в этом случае должна быть такой, чтобы у военнослужащего была уверенность в завтрашнем дне и он не думал, как ему прокормить семью.

А сейчас военный человек стоит перед выбором: служить, надеясь на то, что ситуация изменится, и при этом рискуя остаться к пенсии у разбитого корыта, или, пока молодой, начинать жизнь заново, но уже без погон. Очень многие офицеры уже выбрали второй путь. Причем, как правило, в первую очередь уходят самые толковые и инициативные, знающие, что всегда найдут свое место в обществе. Кто придет им на смену?

Желающих связать свою жизнь с армией становится все меньше и меньше. Сейчас необходимо решить, что нужно государству: боеспособная высокопрофессиональная армия, готовая противостоять современным вызовам и угрозам, или маргинальная масса, существующая для галочки, как необходимый атрибут государства. И, исходя из этого, выстраивать свою политику. Времени на раздумье уже нет».

http://realt.onliner.by/2013/10/07/voen-12

Комментариев нет:

Отправить комментарий